Лу́рия Александр Романович (1902-1977), психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968). Основные труды по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.
* * *
ЛУРИЯ Александр Романович - ЛУ́РИЯ Александр Романович [3(16) июля 1902, Казань - 14 августа 1977, Москва], российский психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968). Вице-президент Международного союза научной психологии (1969-72), иностранный член Национальной АН США (1968).
В 1921 окончил Казанский университет, после чего до 1934 занимался научной и педагогической деятельностью в Казани, Москве и Харькове; в то время Лурия совместно с Л. С. Выготским (см. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович), А. Н. Леонтьевым и другими работал над созданием культурно-исторической концепции развития высших психических функций, а также занимался изучением развития речи и мышления у ребенка, структуры детской игры, особенностей психического развития в разных культурах
В 1937 получил второе высшее образование - медицинское. В годы Великой Отечественной войны работал в военных госпиталях, в том числе в военно-восстановительном госпитале в г. Кисегач, где занимался проблемой локальных мозговых поражений, в частности в результате ранения.
В 1945 стал профессором МГУ, в 1967 - заведующим кафедрой нейропсихологии психологического факультета МГУ. Послевоенные исследования Лурии, касавшиеся тонких психических нарушений, вызванных локальными опухолями мозга, вкупе с предшествующими исследованиями, создали предпосылки для формирования отечественной школы нейропсихологии. На основе материалов экспедиций в Среднюю Азию сделал ряд обобщений, касающихся межкультурных различий в психике человека. Cоздал классификацию различных форм умственной отсталости, получившую широкое применение в медицине и педагогике. В последние годы жизни активно разрабатывал проблемы нейропсихологии памяти и нейролингвистики.
Среди основных работ ученого: «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка» (1956 - 1958), «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1969), «Основы нейропсихологии» (1973), «Нейропсихология памяти» (1974).